ЗОЛОТОЕ РУНО. Материалы конкурса

Новости

Статьи

О конкурсе

Контакты
 

Церковь во Франкском королевстве

     Церковная организация христианства начала складываться в III–IV веках. В то время, в период римского владычества при императоре Диоклетиане (284–305) в Галлии, как и в других римских провинциях, христиане подвергались гонениям. Так, был казнен первый христианский епископ Дионисий. Казнь состоялась на холме, который получил название холма Мучеников (mons martirum – современный Монмартр). Согласно легенде, Святой Дионисий подхватил свою отрубленную голову и прошел с ней несколько миль. На том месте, где он упал, был основан монастырь Сен-Дени, который стал важнейшим культовым центром Галлии, а затем и Франции. Преемники Диоклетиана прекратили преследования и попытались поставить христианскую религию на службу государству. В 313 году Миланским эдиктом за христианами была признана свобода вероисповедания. А в 381 году христианство стало единственно разрешенной религией Римской империи.
     За последний век существования Римской империи Галлия стала почти полностью христианской страной. Большим уважением здесь пользовался Святой Мартин Турский (317–397), бывший римский солдат. Он прославился своим милосердием. Однажды, встретив бедняка, страдающего от холода, Святой Мартин разрезал надвое свой плащ и отдал ему половину. Будучи епископом, Святой Мартин Турский основал первые монастыри в Аквитании: Лигуже и Мармутье.
     С возникновением Франкского королевства христианство было тем, что могло придать единство такому разнородному в социальном и этническом плане государству. Очень большую роль стали играть монастыри, которых в VI веке насчитывалось уже около двухсот. Их обитателями были отшельники, нуждающиеся в приюте. В монастырях того времени не было устава, и жизнь в них определялась главным образом силой внутреннего благочестия монахов.
     При Меровингах популярность приобрело движение, основанное Святым Бенедиктом Нурсийским (490–560). Во главе бенедиктинского устава стояло послушание. Монах давал обет оседлости, и ворота монастыря навсегда закрывались за ним. Уставом предписывались суровые посты, труд, постоянные молитвы. Святой Бенедикт считал, что это должно было препятствовать проникновению в обитель людей, ищущих «легкой жизни». В монастырях не прекращались коллективные молитвы: молились монахи за благоденствие франкских королей и влиятельных покровителей монастыря. Молитвенное заступничество считалось необходимым для каждого человека. В знатных семьях одного из детей обязательно готовили для поступления в монастырь, чтобы он впоследствии молился о своих родственниках.
     Несмотря на союз франкских правителей и церкви, иногда отношения между ними были напряженными. Так, политика Карла Мартела по конфискации церковных земель вызывала недовольство епископов и монахов. Но Карл мотивировал эту политику нуждами священной войны против неверных.
     Необходимо заметить, что в ту пору еще не существовало всевластия Папы, который был лишь одним из наиболее почитаемых церковных владык, наряду с патриархами Константинополя, Антиохии, Александрии и Иерусалима. Реальная же церковная власть во Франкском королевстве, назначение епископов и распределение церковных доходов, принадлежала королям, а Папа лишь формально одобрял королевскую волю. К тому же, он находился под постоянной военной угрозой со стороны лангобардских герцогов. Поэтому для него очень важна была поддержка Карла Мартела и его сына Пипина Короткого. В 746 году Пипин разгромил лангобардов и передал под власть Папы отвоеванные у них земли в Средней Италии, где было основано церковное государство – Папская область. Франкские короли взяли на себя обязательства обеспечить этим землям защиту. И с тех пор Папа больше не нуждался в поддержке византийского императора, его главной опорой стали правители Франкской империи.
     В IX–X веках все большую роль начало играть духовенство. Но аббат больше не выбирался монахами, как раньше, а назначался сеньором, чьи предки основали этот монастырь. Большинство монастырей имело так называемого «светского аббата», способного обеспечить военную помощь. Но часто такое покровительство оборачивалось грабежом: сеньоры награждали своих вассалов за счет монастырских земель. При аббатах, назначаемых сеньорами, дисциплина в монастырях падала, а бенедиктинский устав забывался.
     Поэтому в X веке некоторые духовные и светские правители начали движение за обновление монастырской жизни. Оно было связано с аббатством Клюни в Бургундии и получило название «клюнийское». Его суть заключалась в освобождении монастырей от светской опеки и восстановлении бенедиктинского устава. Реформированные монастыри образовывали единую сеть во главе с «материнской» обителью.
     Бенедиктинцы сумели придать особую красоту религиозным церемониям, оказались способными на смелые архитектурные решения. Монастырь представлял собой настоящий город с регулярной планировкой. Клюнийские монастыри были самыми значительными строениями Европы. Именно клюнийские монахи на рубеже X–XI веках помогли начатому епископами движению за «Божий мир». Идея заключалась в осуждении тех, кто покушался на богатства церкви и захватывал имущество крестьян. Церковь заставляла сеньоров приносить клятву в том, что они не будут вести войны в праздники и во время Великого поста, не будут покушаться на имущество церкви, нападать на женщин и паломников, наносить ущерб крестьянам. Ослушникам грозила и месть святого, ведь клятва приносилась на священных реликвиях, и церковное отлучение. Это была очень действенная мера в период феодализма. Именно поэтому церковь чаще всего выходила победительницей в спорах с королями и императорами.
     Сторонники обновления церкви боролись против симонии – практики приобретения церковных должностей за деньги. Она получила свое название в честь новозаветного волхва Симона, который за деньги пытался приобрести у апостолов дар Святого Духа. Также клюнийцы боролись против инвеституры – назначения епископов светской властью, и выступали за введение для всех священников целибата – обета безбрачия. Они подготовили папскую реформу XI века, освободившую церковь от контроля светских властей и поставившую Папу во главе всего христианского Запада. Эта реформа получила название григорианской, по имени одного из ее самых ревностных сторонников, Папы Григория VII.
     Наступили новые времена. Освободившись от контроля, духовная власть теперь стала активно вмешиваться в политические дела. Чтобы отвлечь сеньоров от междоусобиц, а заодно от церковных земель, в 1095 году Папа Урбан II предложил знати новую цель, угодную Богу. Надлежало отправиться освобождать Гроб Господень от мусульман. Хронист Фульхерий Шартский передает слова, сказанные на Клермонском соборе: «Да станут отныне воинами Христа те, кто раньше был грабителем. Пусть справедливо бьются с варварами те, кто раньше сражался против братьев и сородичей. Так хочет Бог!»
     Папство взяло на себя инициативу в организации военной экспедиции в Иерусалим, занятый турками-сельджуками. Призыв к походу вызвал духовный порыв, затронувший и богатых, и бедных. Кстати, термин «крестовые походы» появился гораздо позже, сами участники говорили о покаянном паломничестве. Обрекая себя на лишения и смерть, люди шли на искупительный подвиг, что не мешало им мечтать об обретении сказочно богатой Земли обетованной. В результате Второго похода (1096–1099) крестоносцы взяли Иерусалим и создали свое государства на Ближнем Востоке. Французы не были, конечно, единственными участниками походов, но на Востоке за крестоносцами навсегда закрепилось имя «франки».
     В XII–XIII веках на юге страны появляются еретические учения катаров, или альбигойцев, и вальденсов. Катары отвергали все земные институты, церковь, семью, государство как проявление зла. Вальденсы проповедовали возврат к евангельской простоте и равенству раннехристианских общин. Население королевства было недовольно все больше возрастающим богатством церкви и усложнением ритуалов. Еретики же выражали тягу широких слоев к обновлению церкви. Почувствовав это, Папа Иннокентий III попытался подчинить церкви движение за «святую бедность» и использовать его для укрепления духовенства. Он утвердил создание нищенствующих орденов францисканцев и доминиканцев, сочетавших аскетизм и полный отказ от собственности с проповеднической деятельностью. Но это не могло ослабить непримиримых катаров, обосновавшихся на территории графства Тулузского. И в 1208 году Папа призвал к крестовому походу против еретиков, но французский король отказался возглавить поход. Его возглавил бретонский барон Симон де Монфор. Крестоносцы брали город за городом, и вскоре графство было разорено. В Тулузе вспыхнуло восстание, и тогда, наконец, французский король Людовик VIII отправился на юг и добился присоединения графства Тулузского к Франкскому королевству. Так закончились войны получившие название Альбигойские.
     В связи с этими событиями в 1229 году был создан особый церковный трибунал для расследования преступлений против веры – инквизиция. Руководить ею было поручено доминиканцам. Они разыскивали еретиков и вели процессы, сопровождаемые жестокими пытками. Основной задачей этого церковного учреждения было определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.
     В правление Филиппа IV (1285–1314) между ним и Папой Бонифацием VIII разгорелся скандал. Причиной раздора стала налоговая политика Филиппа IV. В 1296 году Папа запретил светской власти взимать поборы с духовенства. Филипп видел в этом ущерб своим интересам. Он ответил запретом на вывоз из Франции драгоценных металлов, отрезав тем самым папскую казну от платежей французского духовенства. Конфликт нарастал. Стороны обменивались все более жесткими взаимными обвинениями. Папа стал готовить отлучение французского короля от церкви. Это оружие не раз заставляло сильных монархов Европы склонить голову. Но Филиппа это не сломило. В борьбе с Папой его поддержали дворяне, духовенство и особенно горожане. Королевская дипломатия не жалела денег на поддержку политических врагов Папы. В Италию была послана миссия во главе с королевским легистом Гийомом Ногаре. Папа уехал в Ананьи, не зная, что жители этого города готовы изменить ему. Ногарэ и его спутники свободно вошли в город, проникли во дворец и здесь вели себя с величайшей грубостью, едва ли даже не с насилием (есть даже версия о пощечине, данной Папе). Спустя несколько дней Бонифаций VIII умер, а через 10 месяцев умер и его преемник, Бонифаций IX. Так как эта смерть пришлась весьма кстати для французского короля, то молва приписала ее отраве. В 1305 году после девятимесячной борьбы Папой стал Климент V, француз по происхождению. В 1309 году, не без участия французского короля, резиденция Папы была перенесена из Рима во Францию.