ЗОЛОТОЕ РУНО. Материалы конкурса

Новости

Статьи

О конкурсе

Контакты
 
Леонардо.
Автопортрет
Рафаэль.
Автопортрет

ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

     «Открытие мира и человека» – так однажды было сказано об эпохе Возрождения, и в этих словах действительно заключено главное. Впервые после темного времени средневековья мир был осознан людьми не как место временного пребывания души, а как самое прекрасное из творений Бога. Впервые после заката античности человек вновь открыл для себя и свою силу, и свое достоинство, и свою красоту.




Джотто.
Воскрешение Лазаря. 1304 г.
Джотто.
Бегство в Египет. 1305 г.
     Происходит это не сразу, но постепенно, когда приблизительно с XIII века среди художников, поэтов, ученых и философов Италии начинает набирать силу новое духовное движение. Главной опорой для всех них становится культура греческой и римской античности. Тексты древних авторов, а также сохранившиеся произведения архитектуры и скульптуры воспринимаются теперь не как творения недостойных язычников, но выступают в роли высших образцов. Отсюда берет свой смысл и само слово Возрождение. Создавая свои произведения, итальянские художники и писатели той эпохи считали, что они возрождают античность, возвращают человечеству его духовное богатство.


Мазаччо.
Троица. 1426 г.
     Если теперь многие думают, что искусство – это прежде всего создание прекрасных вещей, которыми следует любоваться, то для художников Возрождения их занятие было чем-то гораздо более значительным. Искусство понималось тогда как могучее орудие познания, средство, способное открыть человеку самые глубокие тайны мироздания, привести его к пониманию самой высшей, божественной истины. В то время считалось, что, создавая произведение искусства, художник тем самым уподобляется Верховному Творцу, повторяет тот путь, который был пройден богом, создавшим вселенную. Для художника Возрождения искусство – это и научная лаборатория, в которой он изучает тайны природы, и храм, в котором он познает божественную истину. Из этого нового восприятия художника и рождается великое искусство итальянского Возрождения.


Пьеро делла Франческо.
Бичевание Христа. 1455 г.
     Важнейшей чертой искусства Возрождения стало отношение к человеку как к самому совершенному творению Бога. Как и в античную эпоху, человек становится отправной точкой и единицей измерения для всего, что изображает художник. Произведение искусства мыслится совершенным воплощением всеобщей мировой гармонии. Например, если посмотреть на любую из картин флорентийского художника середины XV века Пьеро делла Франческо, то можно заметить, что соотношение всех элементов в его творении подчинено универсальным законам. Фигуры людей, фрагменты архитектуры, пейзаж – все вместе образует идеальное по своим пропорциям создание. То же самое можно сказать и о произведениях архитектора Донато Браманте. Построенная им в Риме небольшая часовня Темпьетто – образец гармонического стиля в архитектуре, где каждый элемент идеально согласован с целым. Создавая подобные произведения, мастера Возрождения стремились приблизиться к совершенству, и это стремление объединяет художников Ренессанса.


Леонардо. Рисунок
     Главным предметом изображения в эпоху Возрождения становится человек. Презираемое в предшествующие столетия, человеческое тело стало почитаться теперь высшим проявлением вселенской гармонии и самым достойным для изображения предметом. Пропорции человека, анатомическое строение тела упорно изучаются лучшими художниками эпохи. Именно с изображением человеческого тела связаны главные достижения итальянского искусства.


Микеланджело.
Давид. 1504 г.
Микеланджело.
Святое семейство. 1504 г.
     На рубеже XV и XVI веков выступают сразу три мастера, которые, каждый по-своему, смогли воплотить в своем искусстве идею прекрасного человеческого тела. Произведения Леонардо, Рафаэля и Микеланджело подняли искусство изображения человека на такую высоту, которая ни до, ни после них не могла уже быть достигнута.

     Не только для художников, но и для поэтов, философов тема человека была центральной в эпоху Ренессанса. Личность, свободная от предрассудков, готовая самостоятельно вершить свою судьбу, принимать собственные решения, стала объектом творчества мыслителей Ренессанса. О предназначении человека, о его достоинствах, о необходимости добродетельной жизни писали гуманисты Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Анджело Полициано. Отсюда берет свое начало другое название Возрождения – эпоха гуманизма (от латинского humanus – человеческий).



       

Слева направо: Церковь Санта Мария Новелла во Флоренции, 1279–1470 гг.; Филиппо Бруннелески. Капелла Пацци, 1429 г.; Браманте. Часовня Темпьетто, 1502 г.