Всемирная держава Александра Македонского
Мы получили значительное число писем, в которых участники конкурса
спорили по поводу фактов жизни Александра Македонского. Неудивительно, что такая ситуация возникла
именно в связи с именем этого легендарного человека. Еще при жизни фигура македонского царя стала
приобретать мифологический характер (не без его же инициативы), а время лишь многократно усилило этот
процесс и наделило образ полководца поистине фантастическими чертами. Появившись на исторической арене
на заре европейской цивилизации, Александр показал, на что может быть способен человек. Он задал личности
такие исторические масштабы, что лишь единицам за все прошедшие века удалось к ним приблизиться.
Александру Македонскому можно было лишь подражать, но превзойти его было уже задачей непосильной.
Громадные амбиции и великие подвиги, короткая жизнь и странная смерть, крылатые фразы и необычайные
поступки все это сделало имя Александра нарицательным. Он стал властителем дум и для историков, и для
поэтов, и для покорителей мира всех времен и народов.
По поводу предложенных в конкурсе "Золотое руно" вопросов, касающихся
Александра Македонского, отметим, что практически во всех случаях ответы на них можно было найти в
знаменитой книге древнеримского историка и писателя Плутарха "Сравнительные жизнеописания". Здесь,
однако, мы бы хотели обратиться к другой теме и объяснить, почему именно в конкурсе, посвященном Востоку
и его культуре, личность европейского завоевателя заняла такое значительное место.
В наш конкурс мы включили имя Александра Македонского не только потому,
что он был первым среди европейцев, кто обратил свой взор на Восток, и благодаря его завоевательным войнам
произошло глубокое проникновение восточной культуры в западную и западной в восточную. Контакты Запада и
Востока, как военные, так и культурные, случались и до Александра, однако только ему удалось достойно
осмыслить это великое столкновение. Как свидетельствуют сохранившиеся в истории факты, Александр первым
попытался преодолеть противостояние двух миров и привести их к гармонии. Таким образом, впервые возникла
идея синтеза Востока и Запада.
В феврале 324 года, когда все основные завоевательные кампании были
закончены, в городе Сузы Александр устроил торжественный праздник, который должен был символизировать
величественное сочетание двух частей света Азии и Европы. Главным
событием этого праздника стали
свадебные церемонии. Сам македонский царь и 80 наиболее близких его сподвижников сочетались браком со
знатными персиянками (женой Александра стала Статира дочь
персидского царя). Таким образом, новый
властелин мира показал, как он лично понимает объединение двух миров под эгидой македонского правления.
Для него это было уже совсем не только военное предприятие, а что-то гораздо более глубокое и тонкое. Ему
хотелось, чтобы созданная им держава больше напоминала счастливую семью, чем поле битвы. И для Александра
это был не просто недостижимый идеал. То, как действовал Александр Македонский после своих блестящих
побед, показывает, насколько мудро и последовательно приближался он к поставленной цели. Покоренные
народы Персии и других стран не были превращены в рабов, их культурные и религиозные обычаи остались
нетронутыми. Везде Александр старался, по мере возможности, сохранять прежний строй; так, например, в
финикийских и кипрских городах оставались цари, в Иерусалиме господствовала теократия. Власть и авторитет
Александра были почти безграничны, но и пользовался ими царь не так, чтобы только тешить свое самолюбие
(хотя и на этот счет предание сохранило массу анекдотов). В самом сложном вопросе, касающемся привилегий
победителей-македонян, он оставался непреклонен. Народы созданной им всемирной монархии должны были
быть равны. И его соотечественники, те, кто принес ему славу с оружием в руках, в конце концов, вынуждены
были мириться с этим. Таким образом, мы можем убедиться в том, как верно Александр Македонский увидел
перспективы объединения двух столь разных миров. Основой этого всемирного государства должны были стать
свобода и равноправие. (Разумеется, в том виде, в котором они находились в четвертом веке до нашей эры).
Конечно, такая дальновидность Александра Македонского объясняется не только
природными качествами этого незаурядного человека. Ни один наследник престола до Александра не получал
такого всестороннего образования, и можно с уверенностью говорить о том, что своим здравомыслием в решении
сложных политических задач македонский царь во многом обязан той школе, которую он прошел под
руководством самого Аристотеля. Кроме того, нельзя забывать, что Александр, завоевывая деспотические
государства Востока, привнес туда тот дух свободы, который лежал в самых основах эллинской цивилизации.
Наверное, именно культура Эллады должна была стать тем скрепляющим элементом, который мог бы объединить
вместе все части огромной державы Александра. В ней должны были раствориться различия между народами
Азии и жителями Греции, как ранее эти различия исчезли между Македонией и свободными полисами.
Однако идея мировой монархии так и осталась, в конце концов, неосуществленным
проектом, и возможность создания такого государства, которое бы объединило вместе Европу и Азию, так и
осталась на века под вопросом. Кто знает, может быть, Александру и не удалось бы довести до конца свое дело, и
его ранняя смерть избавила его от разочарований, положив предел тому, к чему стремились титаническая воля и
гениальный размах этого человека. Тем не менее, для нас остается важным именно то, что Александр
Македонский был первым в истории человеком, кто осознал проблему противостояния Востока и Запада и
приложил все усилия, чтобы это противоречие разрешить.