ЗОЛОТОЕ РУНО. Материалы конкурса

Новости

Статьи

О конкурсе

Контакты
 

ИНДИЯ ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

«Смелый и отважный, великодушный и милосердный, он был одновременно человеком действия и вождем. Как воин Акбар покорил обширные территории Индии, но мечтал он о другом, более прочном завоевании – о завоевании умов и сердец людей…»

Джавахарлал Неру



Ольга МАЛИНОВА

ВЕРОТЕРПИМЫЙ ГОСУДАРЬ

Быть может, нет в индийской истории фигуры столь же противоречивой и загадочной, как Джелал ад-дин Акбар – третий из династии Великих Моголов. Почти все его великие замыслы провалились, а дело жизни было предано и разрушено потомками. Тем не менее, Акбара до сих пор причисляют к самым блестящим политикам всех времен и народов.

     Акбар родился в изгнании, и то время, когда его отец Хумаюн был в походе, пытаясь отвоевать то, что принадлежало ему по праву: земли Индии, наследие первого из Великих Моголов – Бабура Тимурида. Войско Хумаюна терпело поражение за поражением, и сам он был на грани отчаяния, когда гонец принес радостную весть о рождении наследника. Единственной ценностью, что оказалась тогда под рукой у счастливого отца, была бочка мускуса. Ее-то и велено было открыть, чтобы раздать в честь праздника благовоние приближенным. Хумаюн все же проиграл битву за Индийский султанат, и маленькому Акбару пришлось провести свое детство в Персии, пока волею судьбы (а по его мнению, волею Всевышнего) он не взошел на индийский престол и не завершил дело своего отца.
     Акбар рос сильным и подвижным мальчиком – любил охотиться, ездить на слонах, интересовался военным делом. А вот грамота не увлекала его – он так и не научился читать. Впрочем, это не помешало будущему императору овладеть всевозможными знаниями. В его окружении всегда находились профессиональные чтецы, а сам он обладал такой блестящей памятью, что мгновенно запоминал прочитанное. К концу жизни у неграмотного владыки собралась библиотека из 24 тысяч томов рукописей – большое по тем временам собрание книг.



ЛЮБИМЕЦ БОГА

     Когда в 1556 году умер его отец, тринадцатилетнему Акбару остались в наследство крохи от империи деда – Бабура: во владениях оказались лишь Агра, Дели, Пенджаб и прилегающие территории, но и эти земли раздирали мятежи и усобицы. Мальчик поклялся возвратить все «законные земли» и взмолился Аллаху о помощи. Впоследствии он ни разу не усомнился в том, что молитвы его были услышаны и Аллах благоволил ему во всех делах. Уже первые военные походы принесли ему успех даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях.
     Главным врагом Акбара в то время был индусский военачальник Хему, претендовавший на индийский престол. Спор между ними решила битва при Панипате (1556). Акбар повел десятитысячное войско моголов против пятидесятитысячной армии Хему, оснащенной пушками и боевыми слонами. На слонов делали особую ставку – кормили рисом и маслом даже тогда, когда мирные жители испытывали жесточайший голод. Но, несмотря на то, что у врага было значительное численное преимущество, армия Акбара победила (во многом благодаря прекрасной выучке лучников). Войско Хему было разбито, а сам военачальник – серьезно ранен. Его доставили к юному правителю – он должен был нанести смертельный удар. Но, как бы ни был ненавистен индус Акбару, молодой человек наотрез отказался его убивать.
     К 1562 году Акбар, утвердившись в своих владениях, стал готовиться к новым завоеваниям. «Правитель, – говорил он своим придворным, – всегда должен стремиться к завоеванию, иначе его соседи поднимут против него оружие». Походы принесли ему ошеломляющий успех: держава, которую удалось собрать воедино, стала крупнейшей в средневековом мире. Охватив Пенджаб, Афганистан, Кашмир, она заняла большую часть полуострова Индостан.



НОВАЯ ВЕРА АКБАРА

     Разрастающаяся страна была похожа на лоскутное одеяло – такими разными были ландшафты, занятия людей, их языки и, главное, религиозные убеждения. Сам правитель, его приближенные и духовные лидеры государства были мусульманами-суннитами. Зная горячую веру Акбара в покровительство Аллаха, все ждали от него обычных для мусульманского правителя того времени действий: насаждения «истинной» веры огнем и мечом и преследования всех инакомыслящих. И поначалу эти ожидания оправдывались. Но... любопытство и страсть к новым знаниям спасли его от превращения в заурядного правителя. «По мере того как возрастало мое знание, – говорил он впоследствии, – я не знал, куда деваться от стыда, вспоминая о преследовании чужих богов. Я понял, что чудеса совершаются в храмах любой веры, и стал считать своим долгом оберегать их». Постепенно политика молодого Могола приобрела поистине уникальную для азиатских монархов широту и открытость. При его дворе находили приют художники, поэты, философы самых разных вероисповеданий. Он стремился действовать в интересах всех своих подданных, а не только мусульманской общины. Поэтому в Индии была отменена джизия – особый налог, ранее распространявшийся на немусульман, а также налог, который паломникам-иноверцам приходилось платить во время путешествия к своим святыням. Более того, он разрешил строить в Индии храмы всех вероисповеданий.
     Приближенными императора часто становились индуисты. Мусульмане роптали: раньше это было не принято. Но в ответ на упреки мусульманских военачальников, что им негоже подчиняться неверным, Акбар невозмутимо говорил, что если уж они, подданные, нанимают индусов управляющими своих хозяйств, то почему бы их владыке не сделать то же самое?
     Преодолеть религиозные распри окапалось нелегко. Они вспыхивали даже в ближайшем окружении императора. Как-то один из его любимцев, индус Бир Бал, позволил себе резко отозваться об обычаях ислама, на что Шахбаз-хан, военачальник и мусульманин, крикнул ему: «Ты, проклятый неверный, как сейчас разговариваешь! Погоди еще, мы сумеем до тебя добраться!». В ответ на это Акбар столь же резко пригрозил Шахбазу, что прикажет бросить ему в лицо туфли, наполненные нечистотами, если угрозы в адрес иноверцев будут продолжаться.
     Внимание и уважение к другим религиям приветствовались при дворе Акбара. Сам властитель учредил молитвенный дом (ибадат-хана), где представители различных школ религиозной мысли – мусульмане, индусы, парсы, джайны, христиане – участвовали в диспутах. Изучение разных религий утвердило императора в мысли, что все они прославляют единого Бога. Значит, религиозные войны бессмысленны. Эта идея привела к созданию нового религиозно-философского течения («Божественной веры»), распространенного лишь в придворных кругах. Оно не пережило своего создателя, но обогатило мусульманский мир переводами «Рамаяны» и «Махабхараты», а также Евангелия. Тайный противник Акбара, историк Бадауни, будучи правоверным мусульманином, вынужден был работать над переводом «Махабхараты». Про себя он почитал это за грех и потому, заканчивая дневной труд, считал необходимым очищать себя омовением и молитвами.



В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

     Не все мусульмане могли принять нововведения Акбара. Чистота ислама, как им казалось, была под угрозой. Это привело к формированию скрытой оппозиции, которая ждала смерти императора, чтобы восстановить в стране исламскую диктатуру. Ждать пришлось долго. Акбар правил своей мирной империей почти полвека, пытаясь сохранить мир между представителями всех конфессий. Но после его смерти потомки не смогли и не захотели продолжить дело отца. Уже во времена императора Аурангзеба (1658-1707) была объявлена охота на неверных и запрещены прежние развлечения, например употребление вина. Подати с неверных удвоили, а их храмы начали разрушать. Аурангзеб стал подлинным могильщиком наследия своего великого предка. Говорят, перед смертью он вдруг увидел тень Акбара, чей громкий голос произнес: «Горе великому дому Тимура. Пришел конец его величию».
     Да, империя Великих Моголов не сохранила заветов Акбара и распалась. Принцип уважительного отношения к иным верам надолго ушел из практики земных владык. Но дело Акбара все же не было забыто. Спустя столетия другой известный сторонник политики веротерпимости, Джавахарлал Неру, признал, что Акбар «достиг блестящих успехов». Ведь он сделал Индию общим домом для всех народов. Представители разных религий получили возможность для диалога – лучшего средства на пути к настоящему единству.