ЗОЛОТОЕ РУНО. Материалы конкурса

Новости

Статьи

О конкурсе

Контакты
 

Тадж-Махал (1631-1652)

Самый знаменитый памятник архитектуры Великих Моголов Тадж-Махал находится на севере Центральной Индии в городе Агре. Его название происходит от имени жены величайшего из императоров Индии Шах-Джахана и переводится как Корона Дворца. Тадж-Махал – это мавзолей, т.е. он построен специально как усыпальница императрицы. Строительство гробницы продолжалось около двадцати лет и было окончательно завершено в 1652 году. Большой поклонник архитектуры, Шах-Джахан употребил все возможные средства для того, чтобы память о его любимой жене осталась в веках. Для строительства были приглашены лучшие архитекторы и ювелиры Могольской империи, прибыли мастера из Турции и Венецианской республики, было задействовано более 20 тысяч человек. В качестве материалов использовался уникальный раджпутанский мрамор с инкрустациями из агата, гелиотропа и яшмы и других камней.
В плане здание мавзолея представляет собой квадрат со скошенными углами, в центре которого находится гробница, имеющая такие же правильные очертания восьмиугольника. Пропорции стен Тадж-Махала точно соответствуют размерам основания, и таким образом здание приобретает абсолютно симметричную форму (ширина постройки равна ее общей высоте 75 м, а расстояние от уровня пола до парапета над арочными порталами составляет половину всей высоты). Вся эта система идеальных отношений подчиняется куполу, находящемуся прямо над могилой Арджуманд Бану и по исламской традиции символизирующему путь в рай. Поверхность стен мавзолея представляет собой сплошной ковер орнаментальных рисунков, для создания которых было использовано несколько тысяч драгоценных и полудрагоценных камней. Внутреннее пространство арок украшают выложенные из черного мрамора четырнадцать сур Корана – традиционное для Востока указание на сакральный характер здания. Однако орнаменты Тадж-Махала – уникальное явление не только благодаря великолепию материалов. Мавзолей строился в тот самый период, когда декоративное искусство средневековой Индии переживало период своего наибольшего расцвета. Разнообразие узоров, виртуозность мозаичной техники, богатство цветовых решений превращают каждый отдельный фрагмент стены в самоценное произведение искусства.
Мавзолей расположен в центре обширной прямоугольной площадки посреди сада, пересеченной по продольной оси узким зеркальным бассейном. Именно здесь рождается удивительное по красоте отражение Тадж-Махала.

Гладь воды и зеленые кущи сада представляют собой то естественное обрамление, в котором архитектура Тадж-Махала являет себя во всем своем великолепии. Однако вдохновителю строительства этого шедевра императору Шах-Джахану пришлось созерцать красоту Тадж-Махала совершенно по-другому. Задумав построить на другой стороне реки Джамна еще один мавзолей (для себя, из черного мрамора), он поставил империю в условия экономического кризиса, что привело к дворцовому перевороту. Его сын Ауранзгеб заточил Шах-Джахана в крепости Красный Форт, откуда в течение девяти последних лет жизни поверженный император мог видеть Тадж-Махал – могилу своей возлюбленной жены.

           

Слева направо: вид на Тадж-Махал с юго-западного минарета; Тадж-Махал расположен на широкой мраморной эспланаде с оригинально расположенными на диагональных углах отдельно стоящими минаретами; разнообразные элементы ансамбля Тадж-Махала.

 

Мавзолей Хумаюна (1565-73)

С точки зрения истории создания мавзолей императора Хумаюна в Дели представляет собой зеркальное отражение своего знаменитого наследника – Тадж-Махала. Если последний был построен безутешным императором Шах-Джаханом для своей любимой Арджуманд Бану, умершей при родах его 14-го ребенка, то как раз вдова Хумаюна Хамида-Бегам выступила в роли строителя гробницы умершего мужа. История смерти Хумаюна необычна для императора-полководца: он погиб, упав со ступеней собственной обсерватории в момент наблюдения за звездами. Услышав призыв муэдзина к молитве и пытаясь преклонить колени, он наступил на края собственной одежды.
Хумаюн был вторым после Бабура Великим Моголом Индии. Он смог не только укрепить власть Тимуридов на полуострове, но и придать молодой империи совершенно новый блеск. В первую очередь это проявилось в культурной политике императора, направленной на заимствование всего самого лучшего из соседних стран. Благодаря Хумаюну приглашенные из Персии архитекторы, ювелиры и художники-минитюаристы заложили основы того, что в последствии стало известно на весь мир как искусство империи Великих Моголов. Это в полной мере касается и мавзолея самого Хумаюна – памятника, который затем стал образцом для всех последующих значительных построек могольской эпохи. Его автором явился архитектор Ага Мирек Мирза Гияс, прибывший из Персии в 1556 году вместе с большим могольским посольством, возвращавшимся в Индию после паломничества в Мекку. То решение, которое Мирза Гияс предложил для мавзолея стало судьбоносным в истории индийской архитектуры на ближайшие три века.
Гробницу он размещает в центре большого сада на пересечении двух широких аллей. Такая планировка была обычной для персидской архитектурной традиции сефевидов, однако Мирза Гияс придает саду предельно четкую форму, что по сути уже оказалось новшеством. Сад для мусульман был символом земного рая. Он засаживался экзотическими растениями, на его лужайках паслись диковинные животные, а в воздухе летали редкие птицы. Будучи последователями ислама, императоры Индии ориентировались на те образцы, которые служили выражением их религии. Поэтому после строительства мавзолея Хумаюна сад стал неотъемлемым атрибутом сакральной архитектуры Индии.
Само здание мавзолея представляет собой оригинальное сочетание мотивов арабской художественной традиции с совершенно новыми элементами. Так, Мирза Гияс вместо ярких цветных изразцов, применяемых сефевидскими и среднеазиатскими архитекторами для украшения мечетей, дворцов и мавзолеев, использует сочетание белого мрамора с цветными камнями разных оттенков. Именно этот прием лег в основу художественного оформления Тадж-Махала и стал залогом мировой славы индийской архитектуры эпохи Великих Моголов. Также персидский архитектор использовал для создания мавзолея и традиционно индийский мотив. Речь идет об октагональной планировке внутреннего пространства гробницы. Истоки этой формы уходят корнями в индийскую культурную традицию, и архитектор удачно воспользовался ей в собственном проекте.
Гробница Хумаюна сыграла в истории империи не только роль художественного образца. В каком-то смысле это ее главный исторический символ. Недаром этот мавзолей называют еще усыпальницей Тимуридов. Ведь ни одна гробница Индии не содержит такого числа могил могольских императоров. Нельзя не вспомнить и о том, что именно на этом месте в 1857 году сдался в плен англичанам Бахадур Шах, последний представитель Великих Моголов.

     

     

Слева направо: вверху – мавзолей Хумаюна; входные ворота в сады мавзолея Хумаюна;
внизу – лестница, которая поднимается с террасы мавзолея и ведет к входу в виде айвана; восьмиугольный погребальный зал мавзолея Хумаюна.

 

Красный форт (1639-48)

Красный песчаник – традиционный для Индии строительный материал. Это мягкий и прочный камень, из которого сооружено огромное количество построек древней Индии, в том числе и Красный Форт (Лал Кьила) в Дели. Отсюда происходит и его название. Также как и Тадж-Махал Красный форт построен императором Шах-Джаханом в тот период, когда император решил перенести столицу государства из Агры в Дели. По своему виду и функции его можно сравнить с Московским Кремлем, т.к. именно в Красном Форте до 1857 года размещалась резиденция могольских императоров, центр индийской государственности. Общая протяженность мощной крепостной стены составляет около двух с половиной километров. За ней в эпоху Великих Моголов находились мечети, официальные здания, личные покои императора. То, что сохранилось до нашего времени от комплекса резиденции, и носит теперь имя Красного Форта.
По форме Красный форт напоминает неправильный восьмиугольник с вытянутыми к западу и востоку гранями. Главные ворота форта – Лахорские – ориентированы на запад, перед ними – большая квадратная площадь. Лахорские ворота стерегут два гигантский каменных слона – традиционный для Индии символ божественной силы. Однако Красный Форт более известен в мире не как памятник фортификационного искусства, а как то место, где находились личные покои Великих Моголов. Это прежде всего Диван-и-Ам – так называемый Зал общих покоев. Стены этого небольшого дворца (всего 24´12 м) были украшены серебряными панно, а вокруг него шла высокая золоченая ограда. В центре Диван-и-Ама до сих пор возвышается беломраморное сооружение Курси, или императорская ложа. Когда-то рядом с ней стояла разноцветная шамиана (шатер), расшитая жемчугом, золотыми нитями и украшенная драгоценными камнями. Во время подавления восстания 1857 года большинство украшавших стены драгоценных камней было расхищено англичанами. Перед Курси – невысокое мраморное возвышение, откуда визирь сообщал императору новости. На стенах – изображения птиц, цветочные орнаменты и натюрморты.
Рядом с Диван-и-Амом стоит Ранг-Махал или Разноцветный дворец, названный так из-за своих разноцветных украшений. Потолок Ранг-Махал был серебряный, расписанный прекрасными цветочными орнаментами. В одной из стен – пять резных окон, отсюда наложницы и принцессы наблюдали за сражениями слонов. В центре – небольшой бассейн с беломраморным лотосом, украшенный самоцветами, вырезанными в форме цветков и листьев. Беломраморный павильон (Зал частных аудиенций) с трех сторон окружен открытыми арками. Потолок, некогда серебряный, поддерживается 32 украшенными тончайшей резьбой колоннами, которые были еще и инкрустированы самоцветами. Именно здесь стоял увезенный в 1739 году персидским Надир-Шахом "Павлиний трон", украшенный знаменитым бриллиантом "Кох-и-Нор", тем самым, который в настоящее время сверкает на короне английской королевы. С северной стороны от Диван-и-Кхаса находятся три связанные друг с другом мраморных павильона: зал для молитв, спальная комната и гостиная. Рядом расположены знаменитые из-за своей роскоши банные помещения – Хамам. Резные окна Хамама были сделаны из венецианского стекла. Восточнее спальной комнаты стоит башня Самман Бурдж, ее купол был золотым. Рядом с Хамамом находится беломраморная Моти Масджид более известная как Жемчужная мечеть, построенная в 1662 году, ее золоченые купола после сипайского восстания 1857 года пришлось заменить на мраморные.
Разорение дворцов Красного Форта в 1857 году стало символом окончательного падения империи Великих Моголов и подчинения Индии британскому владычеству. Но нужно отметить, что спустя 90 лет Красный Форт стал местом торжества исторической справедливости. Именно здесь 15 августа 1947 года был спущен английский флаг и Джавахарлал Неру впервые поднял флаг независимой Индии.

          

Слева направо: павильон Шах-Бурдж в Красном форте; павильон Саван в садах делийского Красного форта.



Мечеть Бадшахи (1672-74)

В отличие от большинства других построек далекой эпохи Великих Моголов мечеть Бадшахи в Лахоре – это не разрушенная временем и войнами руина и не музей, а церковь, в которой без перерыва уже почти три с половиной века продолжают славить имя Аллаха. Соборная мечеть Бадшахи одна из самых больших мечетей не только Индии, но всего мусульманского мира. Внутренний двор лахорской мечети способен вместить почти 60 тысяч человек, а ежедневно ее посещают около трех тысяч человек. Не вызывает сомнения то, что именно так при постройке мечети задумывал ее будущее император Аурангзеб. Ему, хранителю устоев ислама и защитнику границ империи Великих Моголов, принадлежит честь ее строительства. Аурангзеб сверг с престола и заточил в крепости своего отца Шах-Джахана за то, что тот слишком расточительно обращался с богатствами империи, тратя их на удовлетворение собственных прихотей (строительство Тадж-Махала – мавзолея для жены и начало строительства собственной гробницы). Будучи истинным ревнителем веры, Аурангзеб презирал роскошь, считая, что его долг служить Аллаху. Это в полной мере нашло свое выражение и в построенной им мечети Бадшахи. Время строительства было абсолютно рекордным по тем временам – всего два с половиной года. Такие сроки могут показаться особенно невероятными, если учесть громадные размеры мечети: ее внутренний двор представляет собой квадрат 160,6 на 161,5 метра! Однако такие темпы строительства нужно объяснять не только религиозным рвением императора и выбором места (мечеть построена в Лахоре, т.е. в той части Индии, где традиционно были сильны местные, индуистские секты). В отличие от Тадж-Махала для постройки мечети Бадшахи практически не было использовано ни ценного привозного мрамора, ни тем более драгоценных камней. Мечеть лишена дорогих украшений или, как сказали бы теперь, архитектурных излишеств. Она целиком выстроена из обычного красного песчаника и только несущие колонны в центральном зале мечети, три луковичных купола и водоем для ритуального омовения выполнены из белого мрамора.
В композиции здания мечети нет ничего нового по сравнению с постройками более ранней эпохи в Дели и Агре, но масштабы Бадшахи Масджид отражают могущество и величие империи, достигшей при Аурангзебе своих максимальных размеров. Простота и монументальность являются главными отличительными чертами этой мечети. Несомненно, что именно такова была воля ее строителя, для которого служение богу понималось с достойной пророка Магомета простотой. И здесь четыре гигантских минарета (высота каждого из них 54 метра) служат не для украшения изысканной архитектурной постройки как в случае с Тадж-Махалом, но для призыва к молитве.
Мечеть, построенная Аурангзебом, с самого начала заслужила славу благочестивого места. Неслучайно именно сюда были перенесены эмиром Тэймером священные реликвии всех мусульман, оставшиеся от пророка Мухаммеда, его дочери и зятя. В настоящее время они размещаются в палатах над воротами мечети.

           

Слева направо: большая мечеть Бадшахи в Лахоре; монументальный портал из красного песчаника; молитвенный зал мечети Бадшахи (вид сбоку).



Ханский дворец в Джайпуре (1728-32)

Джай Сингх Второй (1699-1743), строитель Ханского дворца в Джайпуре не был ни мусульманином, ни Великим Моголом. Он был правителем Раджастхана, княжества на северо-западе Индии, которое не только не входило политически в границы империи, но и успешно сопротивлялось великодержавной экспансии Моголов. Однако культурная ситуация далеко не всегда совпадает с ситуацией политической, и с точки зрения истории архитектуры Ханский дворец в Джайпуре (Дивани-хас) несомненно примыкает к той художественной традиции, которая была вызвана к жизни могольскими императорами. Тому есть свое объяснение. Храбро и упорно храня верность исконной индуистской религии, правители Раджастхана тем не менее были покорены роскошью искусства могущественных соседей. И поэтому походить на Великих Моголов в искусстве стало для них весьма приятной целью.
Светская архитектура Дели и Агры выступила в роли образца при строительстве дворца в Джайпуре, куда Джай Сингх перенес столицу из соседнего города Амбера. И нужно сказать, что образец если и не был превзойден, то во всяком случае получил достойного соперника. Громадный Дивани-хас представляет собой пеструю череду различных по своему стилю залов, каждый из которых напоминает отдельные мотивы в архитектуре дворцов, построенных Великими Моголами. Здесь есть и торжественные помещения с колоннами криволинейных очертаний, несущих перекрещенные арки, и изящные павильоны с бенгальскими цилиндрическими сводами, и зеркальные залы, символизирующие блистательную славу правителя. То, что придает этой постройке характер единого стиля, так это стремление к беспримерной роскоши, желание создать при помощи искусства образ исключительной пышности.
Однако эта невиданная роскошь архитектурных форм и декора соседствует здесь с совершенно необыкновенной вещью. Вместе с дворцом Джай Сингх приказал воздвигнуть из мрамора колоссальные по своим размерам астрономические механизмы, позволявшие с большой точностью наблюдать за движением планет и определять расположение знаков зодиака. Обыкновенный квадрант (инструмент для определения расстояния между светилами) имел в высоту 55 метров, а сектант и астролябия в Джайпуре были во много раз точнее, чем подобные европейские инструменты восемнадцатого столетия, использовавшиеся для навигации кораблей. Однако такое внимание к небесным светилам у правителя Раджастхана был вызвано вовсе не жаждой географических открытий, не интересами торговли и уж тем более не задачами научного прогресса. Цель наблюдений объясняется невероятным увлечением астрологией, распространившимся среди правителей центральной Азии в ту эпоху. В те времена ни одно серьезное решение – о закладке города, путешествии, подписании договора, объявлении войны, начале сражения и т.д. – не принималось без совещания с придворным астрологом по поводу благоприятных или неблагоприятных небесных аспектов в тот или иной конкретный момент. Понятно, что в таких условиях, точность астрономических измерений ценилась исключительно высоко, что и стало причиной возникновения этой выдающейся обсерватории при дворце в Джайпуре.

                     

Слева направо: фасад Дивани-хас; орнаментальный стиль Дивани-Хас.