Действующие учебники и учебные пособия. Алгебра, 8

mi@bashmakov.ru

  8 класс

Структура учебника.

Структура главной книги — учебника — является достаточно новой.

Содержание учебника


Учебные материалы разбиты по параграфам (темам).

Параграф (PDF, 70 КБ)


Теоретическая часть курса разбита на отдельные порции, которые мы  называем уроками.

Урок: страница теории (PDF, 161 КБ)


Текст каждого урока 8 класса всегда занимает ровно две страницы. Это позволяет выделить основное содержание курса и преодолеть обычную многословность.
Рядом с теорией для каждого урока помещены упражнения.

Урок: страница упражнений (PDF, 75 КБ)


Здесь сосредоточены простые задания в основном репродуктивного характера, которые  составляют минимальную основу формирования обязательных навыков.
Страница обязательных заданий завершается списком из двух-четырех вопросов по теоретическому содержанию урока.

Урок: список вопросов (PDF, 90 КБ)


Каждый параграф учебника содержит 5—10 уроков и завершается беседой.

Беседа (PDF, 82 КБ)


Содержание бесед различно. Одни из них посвящены истории математики,  другие — расширению теоретического материала, третьи подводят некоторые итоги курса.
В конце параграфа расположена страница вопросов с выбором из нескольких вариантов ответа.

«Параграф: список вопросов» (PDF, 83 КБ)


К каждому параграфу подобраны задания на выбор, структурированные следующим образом
1. Алгоритмы.
2. Соответствия.
3. Формулы.
4. Доказательства.
5. Подсчеты.
6. Исследования.
В тексте «задачника» эти стили связаны с именами шести математиков — Аль Хорезми, Декарта, Ньютона, Евклида, Диофанта и Эйлера.

Задания на выбор (PDF, 84 КБ)


Особенность учебника

Материал, помещенный в учебнике (как теоретический, так и в особенности практический), выбран с избытком, чтобы обеспечить различные направления, потребности и вкусы в преподавании алгебры.
В рабочей тетради представлены образцы выполнения заданий, облегчающие работу в классе и дома.

Визуализация учебного текста.

Особенностью учебника является также структурирование информации небольшими порциями, которые можно охватить одним взглядом,  внимание к «визуальным задачам», к вопросам перевода информации с одного языка на другой. Содержание учебника сопровождается большим количеством рисунков.

Структурирование информации (PDF, 120 КБ)


Совместная работа учителя и ученика

Учебник рассчитан на совместную работу ученика и учителя.
Теоретический текст предельно краток. Предполагается, что работа с учебником будет сопровождаться рассказами учителя, выходящими за рамки учебного текста.

Совместная работа (PDF, 78 КБ)


Образцы заданий

Серия (PDF, 63 КБ)


Тренажер (PDF, 106 КБ)


Задача (PDF, 100 КБ)


Сюжет (PDF, 100 КБ)


Автомат (PDF, 65 КБ)


Исследовательская работа (PDF, 118 КБ)


Тест (PDF, 58 КБ)


Особенности заданий

Основное понятие - алгебраическое выражение
Понятие алгебраического выражения формируется постепенно. Основной акцент делается на составление выражения.

Cоставление выражения (PDF, 73 КБ)


Вычислению значений выражения придается смысл прежде всего в связи с задачей сохранения и развития простых вычислительных навыков.
Составление алгебраических выражений соединено с составлением и решением простейших уравнений.
Преобразования выражений будут в центре внимания всего курса.

Задания на нахождение соответствий
В составлении алгебраического выражения традиционными являются упражнения на переход от словесного описания последовательности операций к формульному.

Переход от словесного описания последовательности операций к формульному (PDF, 101 КБ)


Другими типами соответствий, которые появляются на первом этапе изучения выражений, являются соответствия между числовыми и буквенными выражениями и между наглядно заданными геометрическими величинами и формулами для их измерения.

Автоматы
Задания на выбор используют новые операции. Использование новых значков может показаться излишним (содержание заданий можно было бы сформулировать и без них), однако эти значки помогают формировать навыки  структурирования алгебраических выражений и несколько иначе посмотреть на свойства арифметических действий. Аналогичной цели служит и введение автоматов (это понятие будет использоваться на протяжении всего курса).
Автомат (PDF, 65 КБ)




Формулы Ньютона
Это так называемые прикладные задачи.
В этот раздел включены простые задачи на равномерное движение, задачи из старинного задачника. Сюда же включены занимательные задачи на составление уравнений.

Прикладные задачи (PDF, 99 КБ)


Доказательства Евклида
Такие задачи обычно считаются самыми трудными, но в учебнике они разбиты на серии, в которых можно двигаться от простых задач к более общим и более сложным.

Доказательства Евклида (PDF, 97 КБ)