|
Действующие учебники и учебные пособия. Алгебра, 8
|
mi@bashmakov.ru
|
|
8 класс
Структура
учебника.
Структура главной книги — учебника —
является достаточно новой.
Учебные материалы разбиты по параграфам (темам).
Теоретическая часть курса разбита на отдельные порции,
которые мы называем уроками.
Текст каждого урока 8 класса всегда занимает ровно две страницы. Это
позволяет выделить основное содержание курса и преодолеть обычную
многословность.
Рядом с теорией для каждого урока помещены упражнения.
Здесь сосредоточены простые задания в основном
репродуктивного характера, которые составляют минимальную
основу формирования обязательных навыков.
Страница обязательных
заданий завершается списком из
двух-четырех вопросов по теоретическому содержанию урока.
Каждый
параграф учебника содержит 5—10 уроков и завершается беседой.
Содержание
бесед различно. Одни из них посвящены истории математики,
другие — расширению теоретического материала, третьи подводят
некоторые итоги курса.
В конце параграфа расположена страница вопросов с выбором из нескольких вариантов ответа.
К каждому параграфу подобраны задания на
выбор, структурированные следующим образом 1. Алгоритмы. 2. Соответствия. 3. Формулы. 4. Доказательства. 5. Подсчеты. 6. Исследования. В тексте
«задачника» эти стили связаны с именами шести математиков — Аль Хорезми, Декарта, Ньютона, Евклида,
Диофанта и Эйлера.
Особенность
учебника
Материал, помещенный в учебнике (как
теоретический, так и в особенности практический), выбран с избытком,
чтобы обеспечить различные направления, потребности и вкусы в
преподавании алгебры. В рабочей тетради представлены образцы
выполнения заданий, облегчающие работу в классе и
дома.
Визуализация учебного
текста.
Особенностью учебника является также структурирование
информации небольшими порциями, которые можно охватить одним
взглядом, внимание к «визуальным задачам», к вопросам перевода
информации с одного языка на другой. Содержание учебника
сопровождается большим количеством
рисунков.
Совместная работа учителя и
ученика
Учебник рассчитан на совместную
работу ученика и учителя. Теоретический текст предельно
краток. Предполагается, что работа с учебником будет сопровождаться
рассказами учителя, выходящими за рамки учебного
текста.
Образцы заданий
Особенности
заданий
Основное понятие - алгебраическое
выражение Понятие алгебраического выражения формируется
постепенно. Основной акцент делается на составление
выражения.
Вычислению значений выражения придается смысл прежде
всего в связи с задачей сохранения и развития простых вычислительных
навыков. Составление алгебраических выражений соединено с
составлением и решением простейших уравнений. Преобразования
выражений будут в центре внимания всего курса.
Задания на
нахождение соответствий В составлении алгебраического
выражения традиционными являются упражнения на переход от словесного
описания последовательности операций к формульному.
Другими
типами соответствий, которые появляются на первом этапе изучения
выражений, являются соответствия между числовыми и буквенными
выражениями и между наглядно заданными геометрическими величинами и
формулами для их измерения.
Автоматы
Задания на
выбор используют новые операции. Использование новых значков
может показаться излишним (содержание заданий можно было бы
сформулировать и без них), однако эти значки помогают
формировать навыки структурирования алгебраических выражений и
несколько иначе посмотреть на свойства арифметических действий.
Аналогичной цели служит и введение автоматов (это понятие будет
использоваться на протяжении всего курса).
Формулы
Ньютона
Это так называемые прикладные задачи. В этот раздел включены простые задачи на равномерное
движение, задачи из старинного задачника. Сюда же включены
занимательные задачи на составление
уравнений.
Доказательства Евклида
Такие
задачи обычно считаются самыми трудными, но в учебнике они
разбиты на серии, в которых можно двигаться от простых задач к более
общим и более сложным.
|
|
|