Действующие учебники и учебные пособия. Алгебра, 10-11

mi@bashmakov.ru

  10-11 класс

1. Идейная направленность учебника

Курс математики для гуманитариев ориентирован на общекультурное и развивающее значение тех традиционных понятий и методов, которые составляют основу изучения математики в старших классах. В него вошли многие понятия, сведения и даже целые разделы, отсутствующие в стандартном курсе (комплексные числа, статистика, вероятность, кванторы, интерполяция и т.д.). Главное направление изменений – это не сокращение содержания обычной школьной программы, а расстановка акцентов. 2. Комплектация учебных материалов В комплект входят учебник и практикум.

Учебник и практикум в совокупности представляют полный комплект дидактических материалов, который будет достаточен для реализации различных подходов к изучению курса. Курс представлен так, что его можно изучать на разных уровнях. Можно ограничиться поверхностными теоретическими сведениями, познакомиться с простейшими алгоритмами и приложениями, а можно подойти к достаточно высокому пониманию материала как части целого здания математики. 3. Структура учебника.

Структура главной книги — учебника — является достаточно новой. Учебные материалы разбиты по главам (темам).

Главы учебника (PDF, 109 КБ)


Отдельные главы учебника соответствуют основным содержательным линиям курса. Взаимодействие между линиями не предполагается линейным, иными словами, главы в большой степени независимы и могут изучаться (полностью или частично) в различном порядке. Учебник содержит темы: “Числа”, “Основы стереометрии”, “Функции”, “Логика”, “Тригонометрические функции”, “Показательные и логарифмические функции”, “Измерения и счет”, “Уравнения и неравенства”.
Теоретическая часть курса разбита на отдельные порции, которые называются уроками. Текст каждого урока занимает ровно две страницы.

Урок: страница теории (PDF, 175 КБ)


Это позволяет выделить основное содержание курса и преодолеть обычную многословность.
Основные задания также представлены на двух страницах.

Урок: страница заданий (PDF, 183 КБ)


Это алгоритмические задачи, задания визуального характера, задания, углубляющие теоретический материал урока, исследования, прикладные задачи, задачи на сообразительность и др. Здесь сосредоточены простые задания, которые составляют минимальную основу формирования обязательных навыков.
Страница обязательных заданий завершается списком из нескольких вопросов по теоретическому содержанию урока с ответами типа “да—нет”.

Список вопросов к уроку (PDF, 158 КБ)



Каждая глава учебника содержит 6—9 уроков и две-три беседы.


Беседа (PDF, 157 КБ)


Содержание бесед различно. Одни из них посвящены истории математики, другие — расширению теоретического материала, третьи подводят некоторые итоги курса. В конце главы помещена Занимательная страница, которая позволяет отвлечься от абстрактных математических рассуждений и немного развлечься.

Занимательная страница (PDF, 117 КБ)


4. Особенность учебника

Учебник опровергает расхожее мнение о том, что учебники для гуманитариев должны содержать то же, что и обычные, привычные учебники, только в “урезанном”, облегченном виде.
В учебнике есть темы, которые не встретишь в обычном учебнике, например, Теория стиха, Гармонические колебания, Беседы о математическом языке, Математические структуры, Статистика, Многочлены, Платоновы тела, Элементы логики и дискретной математики и т.п.

Теория стиха (PDF, 105 КБ)




Платоновы тела (PDF, 159 КБ)


Естественно, эти темы не являются обязательными для изучения, в основном изложены в беседах, но каждый учитель и каждый ученик могут распорядиться им по своему усмотрению.
Тщательный отбор материала, выбор доказательных или правдоподобных рассуждений, перевод утверждений с одного языка на другой, необычный взгляд на привычные вещи позволяет в небольшой по объему учебник поместить и базовый курс, и основной, и даже профильный.
Материал, помещенный в учебнике (как теоретический, так и в особенности практический), выбран с избытком, чтобы обеспечить различные направления, потребности и вкусы в преподавании математики.
Каждая глава начинается вводной беседой, в которой обосновывается необходимость изучения понятий, представленных в главе, приводятся исторические сведения, а также рассказывается о дальнейшем развитии и обобщении этих понятий, чего, как правило, не содержится в традиционных учебниках.

Вводная беседа (PDF, 196 КБ)


Это дает возможность заинтересовать учащихся перспективами в изучении математики, а некоторых из них настроить на более глубокое ее изучение. 5. Визуализация учебного текста.

Содержание учебника сопровождается большим количеством рисунков, графиков и таблиц, которые позволяют визуализировать теоретический материал. Подзаголовки уроков и заданий к ним: КУРС, ТЕКСТ, ОБРАЗЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ, АЛГОРИТМЫ, СМЕКАЛКА, ТЕОРИЯ, ВЕРНО – НЕВЕРНО, и др.

Курс (PDF, 175 КБ)




Текст (PDF, 175 КБ)




Образы (PDF, 167 КБ)




Приложения (PDF, 161 КБ)




Алгоритмы (PDF, 168 КБ)




Смекалка (PDF, 161 КБ)




Теория (PDF, 165 КБ)




Верно - неверно (PDF, 158 КБ)


6. Дополнительные материалы.

В конце учебника есть материалы, предназначенные для учителя – тематическое планирование, а также ответы к заданиям и именной указатель.