|
Действующие учебники и учебные пособия. Алгебра, 10-11
|
mi@bashmakov.ru
|
|
10-11 класс
1. Идейная направленность учебника
Курс математики для гуманитариев ориентирован на общекультурное и развивающее
значение тех традиционных понятий и методов, которые составляют основу изучения
математики в старших классах. В него вошли многие понятия, сведения и даже целые
разделы, отсутствующие в стандартном курсе (комплексные числа, статистика,
вероятность, кванторы, интерполяция и т.д.). Главное направление изменений – это
не сокращение содержания обычной школьной программы, а расстановка акцентов.
2. Комплектация учебных материалов
В комплект входят учебник и практикум.
Учебник и практикум в совокупности представляют полный комплект дидактических
материалов, который будет достаточен для реализации различных подходов к
изучению курса. Курс представлен так, что его можно изучать на разных уровнях.
Можно ограничиться поверхностными теоретическими сведениями, познакомиться с
простейшими алгоритмами и приложениями, а можно подойти к достаточно высокому
пониманию материала как части целого здания математики.
3. Структура учебника.
Структура главной книги — учебника — является достаточно новой.
Учебные материалы разбиты по главам (темам).
Отдельные главы учебника
соответствуют основным содержательным линиям курса. Взаимодействие между линиями
не предполагается линейным, иными словами, главы в большой степени независимы и
могут изучаться (полностью или частично) в различном порядке. Учебник содержит
темы: “Числа”, “Основы стереометрии”, “Функции”, “Логика”, “Тригонометрические
функции”, “Показательные и логарифмические функции”, “Измерения и счет”,
“Уравнения и неравенства”.
Теоретическая часть курса разбита на отдельные порции, которые называются
уроками. Текст каждого урока занимает ровно две страницы.
Это позволяет выделить
основное содержание курса и преодолеть обычную многословность.
Основные задания также представлены на двух страницах.
Это алгоритмические
задачи, задания визуального характера, задания, углубляющие теоретический
материал урока, исследования, прикладные задачи, задачи на сообразительность и
др. Здесь сосредоточены простые задания, которые составляют минимальную основу
формирования обязательных навыков.
Страница обязательных заданий завершается списком из нескольких вопросов по
теоретическому содержанию урока с ответами типа “да—нет”.
Каждая глава учебника содержит 6—9 уроков и две-три беседы.
Содержание бесед различно. Одни из них посвящены истории математики, другие —
расширению теоретического материала, третьи подводят некоторые итоги курса.
В конце главы помещена Занимательная страница, которая позволяет отвлечься от
абстрактных математических рассуждений и немного развлечься.
4. Особенность учебника
Учебник опровергает расхожее мнение о том, что учебники для гуманитариев должны
содержать то же, что и обычные, привычные учебники, только в “урезанном”,
облегченном виде.
В учебнике есть темы, которые не встретишь в обычном учебнике, например, Теория
стиха, Гармонические колебания, Беседы о математическом языке, Математические
структуры, Статистика, Многочлены, Платоновы тела, Элементы логики и дискретной
математики и т.п.
Естественно, эти темы не являются обязательными для изучения,
в основном изложены в беседах, но каждый учитель и каждый ученик могут
распорядиться им по своему усмотрению.
Тщательный отбор материала, выбор доказательных или правдоподобных рассуждений,
перевод утверждений с одного языка на другой, необычный взгляд на привычные вещи
позволяет в небольшой по объему учебник поместить и базовый курс, и основной, и
даже профильный.
Материал, помещенный в учебнике (как теоретический, так и в особенности
практический), выбран с избытком, чтобы обеспечить различные направления,
потребности и вкусы в преподавании математики.
Каждая глава начинается вводной беседой, в которой обосновывается необходимость
изучения понятий, представленных в главе, приводятся исторические сведения, а
также рассказывается о дальнейшем развитии и обобщении этих понятий, чего, как
правило, не содержится в традиционных учебниках.
Это дает возможность
заинтересовать учащихся перспективами в изучении математики, а некоторых из них
настроить на более глубокое ее изучение.
5. Визуализация учебного текста.
Содержание учебника сопровождается большим количеством рисунков, графиков и
таблиц, которые позволяют визуализировать теоретический материал. Подзаголовки
уроков и заданий к ним: КУРС, ТЕКСТ, ОБРАЗЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ, АЛГОРИТМЫ, СМЕКАЛКА,
ТЕОРИЯ, ВЕРНО – НЕВЕРНО, и др.
6. Дополнительные материалы.
В конце учебника есть материалы, предназначенные для учителя – тематическое
планирование, а также ответы к заданиям и именной указатель.
|
|
|