ЗОЛОТОЕ РУНО. Материалы конкурса

Новости

Статьи

О конкурсе

Контакты
 

РОССИЯ – ИТАЛИЯ

     Первое знакомство Италии и России относится еще к началу XV века. Именно тогда в Московском княжестве появились первые итальянцы – инженеры, строители, ремесленники. Это были выходцы из крымских факторий (нынешней Феодосии, Судака, Балаклавы), принадлежавших в эпоху Средневековья Венецианской торговой республике. В ту пору итальянские ремесленники славились своими высокими профессиональными навыками, а у бурно развивающегося Московского княжества потребность в опытных специалистах была как никогда острой. Так, среди первых имен итальянцев в московских летописях упоминается некий Борис Римский, который вместе с сыновьями Джованни и Андреа лил в Москве колокола. Тогда же возник обычай называть итальянцев на русский манер фрязями и давать им соответствующие фамилии.
     Один из таких мастеров, Иван Фрязин (Джованни Баттиста делла Вольпе), служивший монетчиком при дворе Великого князя Ивана III, сыграл в установлении отношений с Италией особую роль. В 1472 году он был отправлен в Рим в качестве переводчика с посольством, в ответ на послание Папы Павла II овдовевшему московскому князю с предложением руки Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина. При помощи этого брака католическая церковь надеялась усилить свое влияние в православной Московии. И хотя эти надежды не оправдались (Софья Палеолог не только не стала склонять супруга к католичеству, но и сама приняла православие), между двумя культурами образовались новые, очень важные связи. Отправившись в Москву, Софья взяла с собой многочисленную свиту, в которой помимо прислуги, были итальянские вышивальщицы, ювелиры, художники-миниатюристы и т. д.
     Прерванные в эпоху «смуты», русско-итальянские связи возобновились при Алексее Михайловиче, и затем значительно расширились и усилились при Петре I. В июле 1696 года Петр обратился к венецианскому дожу с просьбой прислать «добрых судовых мастеров, которые умели бы делать и строить всякие морские воинские суда». Этими мастерами, во главе которых стоял капитан Джакомо Пьеро Моро, были построены на Воронежской верфи одни из первых боевых кораблей молодого российского флота. В том же году, т. е. за два года до Великого посольства, в Венецианскую республику отправились 28 придворных спальников и стольников, целью которых было знакомство с европейской культурой и техникой и их изучение. Таким образом, Италия стала первой страной, с которой началась история европеизации новой России.
     Со времен Петра I контакты с Италией продолжали расширяться, и влияние великой культуры этой страны становилось в России все ощутимее. Особенно это было заметно в области изобразительного искусства и архитектуры. Имена Доменико Трезини, Джакомо Кваренги, Бартоломео Растрелли, Антонио Ринальди стали синонимами того расцвета, который переживала русская архитектура в XVIII веке. Не менее значительным был вклад итальянцев и в создание отечественной музыкальной традиции. Начиная с XVIII столетия итальянская опера стала для обеих столиц важнейшим культурным событием. С 1736 года и на протяжении более ста лет капельмейстерами Петербургской Капеллы были именно итальянские композиторы.
     В конце XVIII-го и особенно в XIX веке итальянский язык стал получать большее распространение в среде образованных русских людей. Можно назвать такие имена, как композитор Бортнянский, поэты Жуковский, Баратынский, Вяземский, Батюшков, публицист и философ Степан Шевырев, преподававший в Петербургском университете итальянскую литературу, княгиня Зинаида Волконская. Пушкин, бывая в Москве, нередко посещал ее салон на Тверской и восхищался итальянской музыкой, в особенности музыкой Россини, которую исполняли сама княгиня и ее итальянский друг граф Риччи. Известно, что и сам Пушкин неплохо знал итальянский язык и имел большую библиотеку итальянских книг.
     Во второй половине XIX века изучение итальянского языка и литературы твердо вошло в систему русского образования. Подобные курсы читались не только в Петербурге и Москве, но также в Харьковском, Киевском, Казанском и Юрьевском (Тарту) университетах. Особое значение в становлении отечественной итальянистики сыграло празднование в России в 1865 году 600-летнего юбилея Данте. С той поры издание произведений старых и новых итальянских писателей в России стало традицией.
     Широкую поддержку среди граждан России получило национально-освободительное движение Италии, а личность Джузеппе Гарибальди на протяжении многих лет пользовалась поистине всенародной популярностью. После установления дипломатических отношений России с объединенной Италией оживились торговые и политические связи двух стран. Возникла русско-итальянская торговая палата, появилось общество «Данте Алигьери», в 1906 году официальный визит в Италию совершил Николай II, а в 1912 году Россия приняла участие в Туринской промышленной выставке.
     Активную роль в укреплении связей двух стран в этот период играли также представители итальянской культуры. Одоардо Кампа, итальянский литератор, долго живший в России и переводивший на итальянский язык Антона Чехова, Леонида Андреева, Льва Толстого, создал в России целый научный институт, который по средневековой традиции был назван «Студио итальяно» (Lo Studio italiano). Из-за начавшейся Первой мировой войны начальный период деятельности института оказался малозаметным. Однако благодаря активности ее основателя, после революции «Студио итальяно» возродился, получив поддержку новой власти. В состав его учредителей вошли поэты Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, искусствовед и художник Игорь Грабарь, историк искусства Борис Виппер, философ Николай Бердяев, писатели Борис Зайцев, Павел Муратов, Михаил Осоргин. Уже в мае 1918 года были проведены «Дантевские вечера». Несмотря на разруху, голод и холод, они работали также и весь 1919–1920 учебный год. В мае 1921 года в «Студио итальяно» выступил Александр Блок со своими стихами об Италии. Осенью 1921 года отмечалось 600-летие со дня смерти Данте, ставшее кульминацией деятельности студийцев. Однако уже в следующем году многие из них были изгнаны из пределов России (знаменитый «пароход философов»), а начале 1923 года советские власти закрыли «Студио итальяно».
     Возрождение отношений двух стран пришлось уже только на послевоенные годы, когда в Италии большого влияния достигла коммунистическая партия. Таким образом, политические обстоятельства стали поводом для начала нового этапа во взаимодействии Италии и СССР. Здесь имели место и обширные контакты представителей искусства двух стран (участие в фестивалях, проведение выставок, публикация книг), и масштабные экономические проекты, главным из которых стало совместное с фирмой ФИАТ строительство в 1960-е годы в городе Тольятти крупнейшего в СССР завода по производству легковых автомобилей.
     В последние десятилетия экономические и культурные связи России и Италии продолжают укрепляться. Постепенно Россия становится одним из главных импортеров качественной итальянской продукции – одежды, бытовой техники, мебели и многого другого. Идет также активное сотрудничество и в области высокотехнологичных проектов. Наиболее значительным событием в области культуры последних лет стала грандиозная по числу представленных шедевров выставка «Россия – Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича», открывшаяся в Москве в Государственном Музее Изобразительных Искусств имени А. С. Пушкина в феврале 2005 года. Эта выставка демонстрирует историю взаимоотношений культур двух стран, непрерывность их связей в области искусства – всего того, что может служит фундаментом для дальнейшего сотрудничества России и Италии в различных областях.