ЗОЛОТОЕ РУНО. Материалы конкурса

Новости

Статьи

О конкурсе

Контакты
 

ЭПОХА ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ В ИНДИИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ИМПЕРАТОРОВ


     Не так давно на нашем сайте мы опубликовали некоторые сведения, относящиеся к истории создания конкурса "Золотое руно". Там же говорилось и о концепции игры, о тех идейных принципах, которые лежат в ее основании. В частности отмечалось, что привлечение внимания участников игры к темам историко-культурного содержания и является одной из главных целей. Однако, очевидно, что по многим вопросам, затронутым конкурсом, найти подробную информацию не всегда было возможно. Это, например, в полной мере касается всего, что имеет отношение к эпохе Великих Моголов в Индии. Сведения в учебных пособиях на эту тему крайне скудны, а хорошие источники не всегда доступны. В связи с этой ситуацией мы бы хотели представить на нашем сайте некоторые интересные сюжеты по материалам наших вопросов. Уже были опубликованные тексты по архитектурным памятникам могольской эпохи. Теперь мы переходим к именам тех людей, кто создал эти величественные постройки. Перед вами предстанут краткие исторические портреты наиболее видных представителей династии Великих Моголов в Индии.



Миниатюра 1598 г. из "Бабур-наме", изображающая прибытие первого могольского императора в Гвалиор (фрагмент)

БАБУР
(1483-1530)

     Захируддин Мухаммад Бабур стал основателем нового государства на индийском полуострове, а тот факт, что он состоял в кровном родстве по отцовской линии с Тимуром, а по материнской с Чингисханом стал поводом для того, чтобы это государство получило название Империя Моголов. И хотя ни культурой, ни религией, ни укладом жизни новые хозяева Индии почти никак не напоминали тех кочевников, кто за два века до этого покорял Восточную Европу, этнически захватчики действительно происходили из Великой Степи.
     Когда в 12 лет Бабур получил от отца маленькое Ферганское княжество, ничто не предвещало величия его будущих побед. Наоборот, ему нужно было неустанно обороняться, спасая независимость своего удела. Однако уже тогда, на заре карьеры полководца, обнаружились характерные черты его боевой стратегии. Бабур всегда действовал, не имея численного превосходства. Его силу составляло другое. Это был сложный сплав страсти и расчета, военной хитрости и риска.
     Амбиции потомка великих завоевателей Тимура и Чингисхана заставляли Бабура всегда нападать первым, даже в те моменты, когда это грозило смертельной опасностью. Так, например, в 1504 году он, имея всего лишь триста воинов, сумел захватить Кабул - важнейший стратегический пункт для будущего наступления на Индию. Вместе с тем, несмотря на горячность, Бабур никогда не был и безоглядным в своих действиях. Тонкий политический расчет, умение оценить слабые и сильные стороны противника - в этом была его истинная сила. Воспользовавшись разногласиями между правителем Индии Ибрахимом Лоди и знатью, Бабур смог захватить Лахор, что стало поворотным моментом на пути к порабощению всей Индии. Затем, в решающем сражении, имея всего 15 тысяч человек против ста тысяч армии Лоди, Бабур победил, поскольку на его стороне была османская артиллерия - на тот момент новинка в индийских военных кампаниях. Таким образом в 1524 году Индия была повержена, а Бабуру был присвоен помпезный титул императора Индостана.
Эпизод битвы войска Бабура
с армией Ибрахима Лоди
при Панипате в апреле 1526 г.
     Правление первого из Великих Моголов было недолгим. Спустя всего 6 лет после своего триумфа Бабур скончался. Как свидетельствуют источники, когда в 1530 году император узнал о болезни своего сына Хумаюна, то "попросил Бога взять его жизнь в обмен на жизнь сына". Действительно, Хумаюн, болезнь которого врачи считали безнадежной, выздоровел, а его отец неожиданно заболел и умер в возрасте 47 лет. Бабур был похоронен в Кабуле, пейзажи которого напоминали его родную Фергану.
     Мирный период царствования Бабура был слишком коротким, чтобы оставить потомкам значительные архитектурные памятники. Известно, что он огромное значение придавал благоустройству садов и строительству оросительных каналов, что видимо тоже было связано с его желанием превратить захваченные им пустынные территории в подобие цветущего Ферганского оазиса. Тем не менее значение Бабура для истории культуры достаточно велико, что связано с написанной им автобиографии - "Бабур-наме" - книге Бабура. Эта книга интересна не только как важнейший источник исторических сведений. По живости наблюдений и богатству языка она по праву занимает высокое место в литературе могольской эпохи. Стоит также отметить, что "Бабур-наме" как книга написанная императором была много раз проиллюстрирована лучшими миниатюристами Индии. Каждое такое рукописное издание - шедевр книжного искусства. Самый знаменитый экземпляр "Бабур-наме" ныне храниться в Национальном музее Дели. Это манускрипт на персидском языке со 144 полностраничными миниатюрами большого формата, выполненными 49 мастерами в 1598 году.



Миниатюра Джами из Герата, созданная в 1553 г., изображает "розовый сад": святой, хранимый небесными ангелами, погружен
в размышления в павильоне, напоминающем персидский рай

ХУМАЮН
(1508-1556)

     В отличие от отца, Хумаюн сразу получил громадную власть над великой страной, однако и его ждали испытания не меньшие, чем те, что выпали на долю Бабура. Если последнему нужно было остерегаться внешнего врага, то Хумаюна опасность ожидала изнутри. Когда в 23 года он был провозглашен императором, то практически сразу столкнулся с противодействием своих младших братьев. Позже к этой борьбе присоединились бывшие правители Афганистана, страны, которую лишь недавно удалось покорить отцу Хумаюна. В результате молодого императора ожидало изгнание. В 1540 году на пути в Агру он был разбит, и ему пришлось на целых 15 лет отправиться в эмиграцию. Все это время он провел сначала у персидского шаха, старого союзника отца, а затем в Кабуле, готовясь к решительному походу на Дели.
     В 1555 году в большом сражении под городом Панипат император-изгнанник сумел вернуть себе власть. Это произошло не только из-за личной доблести Хумаюна, но также благодаря 12 тысячам персидских воинов, предоставленных иранским шахом. Однако судьба нового Великого Могола оказалась во многом похожей на судьбу Бабура. Также как у отца, мирное правление Хумаюна продолжалось недолго. Всего лишь через полгода после окончательной победы Хумаюн погиб, упав с лестницы собственной библиотеки в момент, когда призыв муэдзина заставил его приклонить колени для молитвенного ритуала (об этом мы уже писали, когда рассказывали историю архитектурных памятников эпохи Великих Моголов).
     Несмотря на то, что правление Хумаюна прошло сравнительно незамеченным в Индии (сначала он был слишком занят междоусобной борьбой, а затем у него попросту не хватило времени) его влияние на историю искусства Индии было велико. Речь при этом идет именно о стиле искусства. Дело в том, что долгое время прожив при дворе персидского шаха, Хумаюн оказался под воздействием той великой художественной традиции, которую на протяжении многих веков создавали властители Ирана. Вернувшись в Индию победителем, Хумаюн пригласил к себе на службу персидских архитекторов, астрологов, резчиков драгоценных камней, художников-миниатюристов. Они не только работали самостоятельно, но что гораздо важнее выступили в качестве учителей местных мастеров и тем самым бесконечно обогатили существовавшую в Индии традицию. Теперь не вызывает никаких сомнений то, что без их участия великолепный стиль могольского искусства просто не мог бы сложиться и, например, такая постройка как Тадж-Махал никогда не была бы осуществлена.
     Особенно важным считается то, что Хумаюн пригласил в Индию двух персидских миниатюристов, которых звали Мир Санд Али и Абд-ус-Самад. Ими была основана императорская живописная мастерская "китаб-хана". Именно здесь впоследствии возник оригинальный живописный моглольский стиль, отличный от своего персидского предшественника. Отличительной чертой могольской миниатюры является обилие реалистических деталей. Если персидская миниатюра - это прежде всего игра условных декоративных элементов, то для могольской живописи свойственны и портреты, и жанровые сцены.


АКБАР Джелаль-Ад-Дин
(1542-1605)

     Акбар по-арабски значит великий. Это имя, данное сыну Хумаюна третьему императору из династии Великих Моголов вполне оправдало себя. В отличие от своих предшественников его правление было весьма продолжительным (около 49 лет!), и за это время ему как государственному лицу удалось сделать столько, сколько не смог сделать никто другой ни до ни после него. Завоевания первых Моголов были грандиозными, но созданная ими империя была непрочна. Необходимо было провести скрупулезную работу по сплочению подданных (индусов) и завоевателей (мусульман), создать условия для окончательного объединения культурно и исторически пестрой Индии. Для этого мало было одних завоеваний и громких побед. Поэтому Акбар проводит серьезную работу по укреплению центральной власти, созданию административных органов, законов, которые могли бы регулировать отношения в многонациональном государстве. Результатом этой незаметной ни с исторической, ни с культурной точки зрения деятельности стало то великолепие, которого достигла империя при императоре Шах-Джахане.
Могольская миниатюра
с изображением въезжающего
в город мусульманского государя, который раздает бедным милостыню
(XVII век)
     Акбар был первым из Великих Моголов, кто много и серьезно занимался искусством. Особой его любовью и поддержкой пользовались архитектура и книжная миниатюра. Первое объясняется пониманием той политической роли, которую могло исполнять монументальное искусство. Грандиозные постройки должны были указывать на величие той силы, которая их возвела. Понимая это, Акбар активно пользовался услугами архитектуры, возводя величественные дворцы и мечети в Агре, Дели и других крупных городах. Другая страсть Акбара - миниатюра связана с той любовью, которую император питал к знаниям и их главному носителю - книге. У него была впечатляющая по своему собранию библиотека, он изучал философские и религиозные трактаты разных стран мира; под его личным надзором в императорской "китаб-хана" - миниатюрной мастерской - создавались настоящие шедевры книжного искусства.
     Акбар рано осознал, что причиной многочисленных конфликтов и противоречий в стране являются религиозные вопросы. Чтобы найти какой-то универсальный выход из ситуации, Акбар стал устраивать у себя при дворе особые собрания, во время которых сторонники различных религий - индусы, мусульмане, буддисты, джайны, евреи, миссионеры-христиане вели оживленные философские дискуссии на тему выбора веры. Если сами правители были умеренными мусульманами-суннитами, то большинство населения исповедовали индуизм, который также распадался на множество отдельных течений (шиваизм, вишнуизм и др.). Что касается самого Акбара, то император исповедовал религиозную терпимость, и в его собственном доме сосуществовали различные культы, а среди его жен были мусульманки, индуистки и маздеистки, для которых он выстроил при дворце храм огня.
     Веротерпимость Акбара стала ключевым пунктом его программы реформ. В 1593 году своим указом он уравнял в правах индусов и мусульман, и это равенство на долгий срок скрепило разрозненные пласты общества. Однако когда Акбар попытался уничтожить касты, то его политика демократизации встретила яростное сопротивление. Тем не менее общий результат деятельности императора был успешным и его реформы способствовали созданию в могольской Индии эклектической и блестящей цивилизации.



Джахангир, сын Акбара Великого, изображен с портретом отца, который держит глобус -
символ своей власти

ДЖАХАНГИР
(1605-1627)

     Джахангир стал первым среди Великих Моголов императором, кому право царствовать перешло уже в достаточно зрелом (особенно по средневековым меркам!) возрасте. В 1605 году, когда умер его отец Акбар, Джахангиру исполнилось уже 36 лет. Его имя, которое в переводе на русский означает "завоеватель мира", больше подошло бы кому-то из первых Моголов. Ведь когда правление Индией перешло к Джахангиру, основные завоевательные кампании были уже закончены. Благодаря мудрой политике Акбара, границы могучей империи казались нерушимыми, а внутри страны царил покой и благоденствие. За все время правления Джахангиру только однажды пришлось доказывать, что его предками были великие завоеватели мира Тимур и Чингисхан. Угрозу безраздельной власти составило тогда новое религиозное течение - сикхизм. Это была своеобразная смесь индуизма и других традиционных для Индии верований с исламом, принесенным на полуостров Индостан как раз самими Моголами. Как и мусульмане сикхи отрицали касты, верили в единобожие и готовились к священной войне с неверными. Именно ислам превратил сикхов в мощную политическую силу, однако в 17 веке эта сила еще не показала себя в полном размахе. Джахангиру довольно легко удалось усмирить воинственную секту.
Миниатюра в имперском
могольском стиле с изображением рождения Рустама из списка "Шахнаме", созданного для Джахангира в 1610 г.
     Правление Джахангира можно с уверенностью назвать умеренным. Он не был ни великим полководцем как прадед Бабур, ни великим реформатором как отец Акбар, а равнодушие к пышности и роскоши помешало ему прославиться в роли покровителя искусств, как это выпало на долю его сыну Шах-Джахану. Но тем не менее Джахангир считается Великим Моголом в отличие от тех своих потомков, кто правил империей в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Он крепко держал власть в своих руках, не нарушил спокойного развития необдуманными политическими решениями и, в конце концов, именно его правление послужило основанием для расцвета империи при Шах-Джахане. Он был тем опытным садовником, кто бережно ухаживал за доверенным ему садом и тем самым обеспечил его будущее цветение.
     Существует, однако, и совсем другое мнение о Джахангире. Если некоторые авторы называли его "мудрым, доброжелательным и щедрым человеком", то другие упрекают Джахангира в слабости, малодушии и пьянстве. Как бы то ни было, он удерживал бразды правления в течение 17 лет и только в 1622 году положение существенно изменилось. Его жена, персиянка по имени Нур-Махал, что значит "светоч дворца", стала именоваться с того года Нур-Джахан, что значит "светоч мира". Новое имя, данное жене императора, явилось символом того, что реальная власть в стране перешла в новые руки. Тем не менее до конца неизвестно, что именно стало причиной перемены, слабое здоровье императора или же последствия злоупотребления алкоголем и опиумом.
     Новый порядок, утвердившийся в конце жизни фактически отстраненного от власти императора, продлился сравнительно недолго, но оказал значительное воздействие на жизнь двора. Нур-Джахан стала всеми силами стремиться к тому, чтобы влияние ее родственников из Персии усилилось в империи. В итоге ее отец и брат превратились вместе с ней в полноправных правителей страны. Империя вновь пережила волну персидского влияния. Это касалось как языка, так и обычаев, как вкусов в одежде, так и традиций в искусстве. Последнее особенно важно, потому что именно благодаря персидскому влиянию при следующем императоре Шах-Джахане изобразительное искусство и архитектура пережили невиданный взлет.



Миниатюра с портретом
Великого Могола Шах-Джахана
в парчовом наряде

(предположительно 1720 г.)

ШАХ-ДЖАХАН
(1628-1658)

     Благодаря истории со строительством Тадж-Махала, Шах-Джахан является самым известным (во всяком случае среди европейцев) представителем династии Великих Моголов. Необыкновенный по красоте мавзолей был воздвигнут не владыкой мира, а безутешным вдовцом: Тадж-Махал стал памятником не столько величию владыки, сколько силе человеческой любви. Всем известна эта печальная история, финалом которой стало заточение Шах-Джахана в крепости с видом на купола гробницы любимой жены. Исходя из этого обычно и принято представлять личность самого блестящего представителя династии Великих Моголов. Окруженный роскошью, страстный ценитель всего прекрасного, Шах-Джахан занимается исключительно вопросами искусства вдали от унылых административных дел государственного лица.
     Действительно, образ императора-мецената, влюбленного в архитектуру и драгоценные камни, вполне подходит для Шах-Джахана. Однако нельзя забывать и о других чертах этого правителя. "Царь мира" (именно так переводится это имя), взойдя на престол, приказал убить всех своих братьев и племянников. Так он решил преодолеть страх перед дворцовым переворотом. Желая иметь лавры великого полководца, Шах-Джахан проводит долгосрочную военную операцию, в результате которой к империи были присоединены деканские султанаты (юг полуосторва), отнят у персов город Кандагар, уничтожена португальская торговая фактория в Бенгалии. Победы императора действительно были блестящими и границы империи достигли в этот период своего максимума, но по иронии судьбы именно Шах-Джахан оказался в итоге единственным из Великих Моголов, кто умер лишенным всех своих титулов и званий.
     Однако правление Шах-Джахана нельзя назвать и несчастливым. Несмотря на смерть супруги и горькие семь лет заточения в Красном форте после дворцового переворота, в целом это была прекрасная эпоха, которая продолжалась более тридцати безмятежных лет. Весь этот период Шах-Джахан наслаждался жизнью, занимаясь любимым делом, реализовывая все более пышные и невероятные архитектурные проекты. Помимо Тадж-Махала, о котором мы уже рассказывали, Шах-Джахан осуществил еще несколько грандиозных построек в Агре, Лахоре и Дели. Во всех этих трех главных городах империи Шах-Джахан строит обширные дворцовые комплексы, которые включают в себя и роскошные личные покои, и здания министерств, гвардейские казармы, оружейные мастерские и т.д. Кроме того, император организует строительство садовых комплексов, возводит новые мечети, укрепляет города крепостями и фортами. В связи со строительной лихорадкой, которая поразила Индию при Шах-Джахане, можно говорить не вдаваясь в подробности как минимум о двух замечательных вещах. Во-первых, удивителен сам по себе огромный объем проведенных работ, причем впечатляет не только количество, но, что гораздо более важно, качество произведений. В постройках Шах-Джахана всегда используется мрамор различных оттенков, полудрагоценные камни, зеркала, золото и серебро в качестве строительных и декоративных материалов. Во-вторых, и это не менее поразительно. Практически все построенное императором сохранилось до наших дней иногда в совершенно нетронутом виде.
     Блеск построек эпохи Шах-Джахана стал причиной и для возникновения множества легенд, главная из которых, разумеется, связана с Тадж-Махалом. Сейчас как будто не вызывает сомнения та цель, ради которой строился мавзолей, однако и это теперь принято оспаривать. Есть, например, факты, подтверждающие, что строительство Тадж-Махала началось за три года до смерти Мумтаз-Махал - жены императора. Если принять это во внимание, то рушится вся романтическая легенда, связывающая идею строительства мавзолея непосредственно с именем умершей жены императора. Трудно сказать, как было на самом деле, хотя обычно реальная история всегда оказывается суровей предания.


АУРАНГЗЕБ
(1658-1707)

     Император Аурангзеб пришел к власти в результате дворцового переворота. Видимо, он просто устал ждать, когда отец добровольно уступит ему императорский трон. Полный честолюбивых планов, готовый к большим делам, сорокалетний Аурангзеб не мог уже более терпеть того, что его отец, император Шах-Джахан, занимается тем, что тратит богатства страны на свои архитектурные проекты. В результате Шах-Джахан был заключен в Форт Агры, а у власти оказался человек, для которого боевое искусство было гораздо более интересно, чем искусство строить дворцы и мечети. В течение сорока девяти лет упорный император покорял соседей, подавлял смуты, утверждал ислам и боролся с религиозными ересями.
Ветка сливы.
Могольская школа.
XVII век
     Очевидно, что равнодушие к роскоши не было в случае Аурангзеба одной позой, личной реакцией на царствование свергнутого им отца. Император не только сам был приверженцем аскетизма, строгости и суровости, но и стремился утвердить такой порядок по всей империи. При Аурангзебе официально были запрещены традиционные индуистские праздники, нельзя был исполнять музыку, пестрая культура страны должна была целиком уложиться в жесткие рамки мусульманского канона. В результате многие художники, привлеченные в Индию художественной политикой Шах-Джахана, вынуждены были искать покровителей за пределами не только императорского двора, но и самой империи. Таким образом, первым знаком упадка империи стал упадок искусств, начавшийся при Аурангзебе и продолжавшийся на протяжении всего восемнадцатого столетия.
     В отличие от своих предшественников Аурангзеб был не умеренным шиитом, а фанатичным суннитом. Поэтому он требовал соблюдения не только требований Корана, но сверх того установлений шариата. Религиозная нетерпимость была для последнего из Великих Моголов той силой, которая помогала ему удерживать в своей власти огромные территории империи. Однако насаждение ислама огнем и мечом не сыграло в итоге своей спасительной роли. Могущество Аурангзеба, несмотря на то, что он правил почти полвека, оказалось во многом призрачным. После Аурангзеба, когда империей все больше правили либо люди глубоко развращенные, либо апатичные, влияние ислама постепенно сходило на нет (например, в настоящее время в Индии всего 14 процентов мусульман), а режим становился все менее прочным.
     Уже спустя всего тридцать лет после смерти Аурангзеба по империи был нанесен тяжелейший удар: в 1739 году Дели был разграблен туркменом Надир-Шахом, в результате чего империя лишается значительной части своих богатств, а затем все сильнее начинает сказываться британское присутствие. Таким образом, спустя не так уж много времени, о былом могуществе Аурангзеба уже почти ничто не напоминало. Любопытно отметить, что те свидетельства силы Аурангзеба, которые сохранились, принадлежали как раз к области, которой император всегда пренебрегал. Речь идет об архитектуре: построенная Аурангзебом мечеть Бадшахи в Лахоре является самой большой в Индии и одной из самых больших в мире. Таким образом, как и в случае Шах-Джахана, громадные масштабы постройки оказались главным историческим свидетельством масштабов личности ее автора, той роли, которую он исполнял.